Сбои в цепочке поставок никуда не денутся. Трансформация индустрии моды ускоряется

Мы обнаружили, что половина опрошенных компаний индустрии моды приступили к серьезным преобразованиям, начатым пандемией: они меняют свои операционные и проектные процессы, их источники и методы работы.

Сбои в цепочке поставок находятся в центре внимания руководителей индустрии моды во всем мире.

Проблемы, стоящие перед сектором снабжения одеждой – нестабильность спроса, сбои в логистике, давление цен, – стали как никогда серьезными. Большинство игроков в этом секторе осознают потребность в более ориентированных на потребителя и устойчивых операционных моделях, а также в увеличении скорости и гибкости, которые для этого требуются.

В течение многих лет только ограниченное количество брендов и розничных продавцов перешли на гибкие, усовершенствованные с помощью цифровых технологий и аналитических методов модели снабжения, наилучшим образом соответствующие текущим условиям.

Однако COVID-19 сделал это неотложным. Пандемическое крушение наложило огромную нагрузку на закупочные организации брендов и розничных продавцов, а также на производителей. Это выдвинуло на первый план проблемы с поставщиками – швейными фабриками и закупочными офисами : впервые проблемы цепочки поставок были упомянуты глобальныи генеральными директорами и мировыми руководителями как самые важные.

«50% компаний начали серьезную трансформацию, чтобы добиться скорости и гибкости.»

Камни преткновения в цепочке поставок

Сбои в судоходстве: закрытие гавани, загруженность портов, нехватка контейнеров и проблемы с пропускной способностью морских и воздушных перевозок – все это способствовало задержкам (до трех недель в сентябре, в зависимости от страны происхождения). Например, доступность контейнеровозов снизилась на 11 процентов по сравнению с прошлым годом. Скачки спроса только усугубили ситуацию. Эти проблемы сохранятся в 2022 году и, возможно, в последующий период: консолидация в судоходной отрасли может привести к сокращению флота, в то время как в среднесрочной перспективе более строгие правила ЕС в отношении судовых двигателей могут привести к выборочному запрету судов в определенных портах.

Неустойчивость спроса: неопределенность в секторе одежды преобладала в течение нескольких лет, как мы обсуждали в предыдущих отчетах. Теперь, после COVID-19, мы видим неравномерное восстановление и всплески спроса. Возникла сдерживаемая покупательная способность потребителей в Европе и США, что создает нагрузку на производственные и транспортные мощности. В то же время растущий разрыв в доходах оказывает еще большее давление на средние ценовые сегменты.

COVID-19: три из пяти опрошенных CPO назвали пандемию одним из пяти основных факторов воздействия: производственные базы по всей стране по-прежнему либо увеличиваются, либо падают. Неравномерный глобальный уровень вакцинации выздоровления будет продолжать влиять на бизнес по крайней мере в течение следующего года, как и переход от пандемических к эндемическим болезням.

Сырье: основные азиатские страны-поставщики сталкиваются с проблемами поставок, поскольку потоку сырья из Китая препятствуют более длительные сроки поставки, хлопковый блок Синьцзян и отключение электроэнергии. Другие страны также опасаются дефицита энергии или электроэнергии, а также роста цен на текстильную промышленность. За пределами Азии переход к «ближнему» затруднен из-за ограниченного предложения сырья, а иногда и из-за значительных надбавок к ценам. Что касается экологически чистых материалов, каждый третий респондент сказал, что они планируют к 2025 году производить более 90 процентов своей продукции из экологически чистых волокон, а две трети определили эту цифру, по крайней мере, наполовину, – но в целом отрасль переходит на более экологически чистые сырьевые материалы. Увеличивает неопределенность в отношении сырья.

Онлайн-продажи: во время COVID-19 произошел всплеск онлайн-продаж и темпов внедрения цифровых технологий, и появилось много новых пользователей. Даже с возобновлением открытия магазинов в США и Европе это изменение никуда не денется: онлайн-продажи не вернутся полностью к допандемическому уровню.

Это не просто краткосрочные сбои, и они бросают вызов индустрии моды моды, чтобы она претерпела фундаментальные изменения. Будущие силы спроса и риски предложения только ускорят трансформацию.

Учитывая текущее состояние утилизации и временные рамки, эти цели могут показаться более чем амбициозными. В условиях роста конкуренции за сырье проблемы с производственными мощностями и среднесрочный рост цен очевидны. Однако по мере того, как новые технологии рециркуляции переходят в промышленные масштабы, мировая промышленность объединяется для решения проблем сбора, сортировки и переработки на системном уровне. Лидеры отрасли признали, что доступ к сырью является основным конкурентным преимуществом. Мы увидим еще больше прямых инвестиций в экологически чистые и переработанные материалы со стороны брендов одежды и розничных продавцов, чтобы ускорить масштабирование и обеспечить безопасность поставок.

24% компаний планируют к 2025 году производить как минимум половину своей продукции из вторичного волокна.

Затраты растут

Конец эпохи дефляции затрат на снабжение никогда не был таким очевидным, как сегодня, поскольку мы видим самые высокие ожидания руководителей швейных фабрик поставщиков в отношении роста цен – в среднем в три раза больше, чем мы обнаружили в нашем исследовании 2019 года.

Впервые за десять лет расходы на доставку являются ведущим фактором этого беспокойства, за ними следуют затраты на сырье – это сдвиг с 2019 года на курсы валют и затраты на рабочую силу.

Высокий спрос и сбои в цепочке поставок привели к росту спотовых цен в океане в четыре-пять раз. Ожидается, что цены на транспортировку останутся высокими: мощности останутся ограниченными, и дальнейшая консолидация судоходных компаний может привести к усилению ценовой дисциплины. Традиционные экспедиторы подвергаются риску из-за расширенных возможностей судоходных компаний, а также цифровых злоумышленников. Кроме того, ожидается, что стоимость сертификатов CO2 на топливо увеличит транспортные расходы.

В последнее время цены на сырье резко выросли: за последний год цены на хлопок и полиэстер выросли более чем на 30 процентов. Анализ долгосрочных ценовых тенденций показывает, что это частично сброс после падения. Цены не на историческом уровне. Ожидается дальнейший рост цен в связи с переходом на более экологичные материалы, а также с повышением цен на материалы на прибрежных рынках.

Затратам на рабочую силу уделялось меньше внимания, поскольку многие страны-поставщики швейной продукции приостановили повышение заработной платы во время пандемии. Это подходит к концу, и тенденция к повышению заработной платы, существовавшая до COVID-19, вновь заявляет о себе.

Учитывая эту инфляционную среду, многие руководители поставщиков не уверены, что изменения в их стратегии привлечения поставщиков существенно повлияют на снижение затрат. Примерно четверо из десяти считают, что снижение цены на 2,5% за штуку – это максимально достижимое.

Также очевидно постепенное смещение акцента с производственной себестоимости на чистую маржу. Почти три из десяти компаний планируют увеличить на 5–10 процентных пунктов долю продукции, продаваемой по полной цене, а еще 29% стремятся к увеличению. Тем не менее, это потребует большего, чем просто лучшее планирование, более короткие сроки выполнения заказов и повышение уровня реагирования в сезон, чтобы сократить избыточные запасы.

Резких уценок будет недостаточно для сохранения маржи. Также требуются более высокие розничные цены, а это означает, что компаниям нужно работать намного усерднее, чтобы еще раз убедить потребителей в непреходящей ценности моды.

Новые способы работы над преодолением препятствий

Несмотря на то, что во взаимоотношениях в постоянно меняющейся цепочке поставок ожидается много проблем, руководители отдела снабжения ожидают, что в их собственных компаниях потребуется еще больше работы для поддержки новой модели снабжения. Для большинства компаний изменение методов работы является серьезной постоянной проблемой, поскольку на пути к скорости и гибкости существует множество препятствий.

– Учитывая острую проблему оцифровки, отсутствие цифровых инструментов считается основным препятствием, и 71 процент респондентов причисляют его к своей пятерке основных проблем. Это сопровождается дефицитом навыков внедрения цифровых инструментов, занимающим четвертое место, которое упоминают пять из десяти CPO.

– Даже в продвинутых организациях по подбору швейных фабрик-поставщиков мы по-прежнему видим разрозненные способы работы – в сочетании с нечетким разделением обязанностей, с проблемами на стыке групп проектирования, мерчандайзинга и снабжения, а также между головным офисом и зарубежными офисами. 29% респондентов назвали это препятствием номер один на пути к скорости и гибкости. Эти несоответствия приводят к плохой коммуникации и, следовательно, к задержкам и ненужным расходам не только для закупочной организации, но и для фабрик производителей (поставщиков продукции). Для достижения новой траектории отделы снабжения, мерчандайзинга и дизайна должны быть синхронизированы и работать вместе – будь то в виртуальных продуктовых группах или под одной крышей.

– За скорость и гибкость приходится платить. Даже с учетом инфляционного характера производства и текущих глобальных сбоев, многие бренды одежды и розничные продавцы по-прежнему просят свои закупочные организации выполнять жесткие целевые показатели по поштучным ценам. Продуктовые группы по-прежнему часто отдают предпочтение затратам, а не чистой марже продукта, что препятствует переходу к цепочке поставок, в большей степени ориентированной на потребителя. Это дилемма первой пятерки для 58 процентов CPO, ставящая ее на третье место в нашем списке. Как подробно обсуждалось в предыдущем отчете, процесс принятия решений о закупках должен стать более разумным, включая сквозные продажи по полной цене. «Прибудет ли производство одежды?», 2018.

– Недостаток внутренней календарной дисциплины, пятое из самых упоминаемых препятствий, вызвано целым рядом основных проблем, начиная от общего длительного времени выполнения заказа и заканчивая отсутствием сегментированных календарей, ограниченной интеграцией понимания потребителя при планировании ассортимента и отсутствием единого правда »о прозрачности процесса. Хотя немногие компании называют это самой серьезной проблемой, половина компаний помещает ее в первую пятерку. Часто эта проблема начинается с отсутствия четко определенных календарей: компании определяют только несколько элементов верхнего уровня критического пути, оставляя открытыми большие отрезки времени. Передовые компании перешли к определению календарей на очень детальном уровне, развернули менеджеры календарей и стимулировали соблюдение календарной дисциплины. Все участвующие команды, от планирования продукта до запуска, имеют четко определенные роли и обязанности по принятию решений и несут перед ними ответственность.

В целом ответственность за эффективность процесса E2E и за отдельные этапы процесса разработки продукта остается областью для развития. Несмотря на то, что многие компании отслеживают различные KPI, только некоторые используют их, чтобы стимулировать улучшение к четким целям. Например, 61% опрошенных компаний отслеживают эффективность выборки, но только 16% делают это при наличии четких стимулов. Процессы, связанные с заказами, наименее отслеживаются и стимулируются. Если взять другой пример, частота пересмотра заказов в настоящее время вообще не отслеживается в 44% опрошенных компаний.

Оптимизировать стратегию для получения чистой прибыли.

Меньшие размеры партий и более короткие сроки выполнения заказов никуда не денутся. Организации будущего необходимо определить календари и модели выполнения, которые по-прежнему обеспечивают значительную прибыль даже при постоянно меняющихся запросах клиентов.

Многие календари, используемые в настоящее время в закупочных организациях, слишком расплывчаты или не учитывают разные «дорожки для плавания» для разных типов продуктов. Вдобавок ко всему, организациям не хватает должной барабанной дроби в виде мощных календарных менеджеров. Инвестирование в эту роль и понимание требований различных сроков откроют значительную скорость и гибкость в организации.

Хотя оптимизация самого процесса не приводит к улучшению чистой прибыли, неоднократно было показано, что существует прямая связь между правильно управляемым календарем и высокой чистой прибылью.

Продолжая тенденцию последнего десятилетия, ключевым моментом станет развитие стратегических мощностей по ближнему шорингу – для более коротких сроков выполнения заказов и для снижения рисков резкого роста транспортных расходов и потенциальных остановок. Четкое видение требований к каждому типу продукта обеспечит прозрачность в отношении потребностей в мощности.

В последние годы на многих рынках швейных производителей в Восточной Азии возникли трудности, начиная от политических вопросов и заканчивая экологическими и этическими проблемами. Для CPO будет крайне важно понимать сильные и слабые стороны и потенциал развития каждого из своих рынков снабжения, чтобы обеспечить возможность сдвигов и установить правильный след. Установление надлежащих руководящих принципов и ключевых показателей эффективности для оценки рынков не только по стоимости, но и по гибкости, поможет стимулировать изменения.


А В К

Источник: Apparel, Fashion & Luxury Group Revamping fashion sourcing: Speed and flexibility to the fore McKinsey Apparel CPO Survey 2021

Сейчас ООО «ТРИГОН СЕЛЕКТ» предлагает:

Программы Развития (оценка/сертификация по стандарту IAF/TRIGON SELECT, консалтинг, онлайн образование*); 

  • сертификация швейных контрактных фабрик – международная и российская – https://trigonselect.ru Мы производим оценку на соответствие универсальным стандартам для швейных фабрик под требования широкого круга заказчиков.
  • образовательные программы.

Программы Продвижения (офлайн выставка FACTORY OUTSOURCE WEEK, Онлайн-каталог Factory-Expo) 

  • выставка Контрактных швейных фабрик FACTORY OUTSOURCE WEEK  https://f-expo.ru 
  • каталог качественных швейных фабрик Factory-EXPO – https://f-expo.ru/catalog-fabrik/ 
  • поиск международных и внутренних заказчиков.

Билеты скоро будут доступны